О мастерской

Мастерская расположена в Подмосковном наукограде Дубна. Основатель мастерской, Михаил Поляков, обучил многих детей и взрослых основам мозаики.

Силами учеников мы создаем мозаики для храмов России и Сербии, многих государственных проектов

Мастерская реализует проект "Парк мозаики" в городе Дубна, который имеет лишь несколько похожих аналогов в мире. Парк насчитывает уже много прекрасных мозаичных произведений и интерактивных арт-объектов под открытым небом, сделанных нашим коллективом.

Мастерская участвует в международных мозаичных проектах. Реализует проект "Городские секретики"-это небольшие мозаичные полотна, основанные на сюжетах детских рисунков. Сейчас в Дубне уже несколько десятков таких «секретиков» и их число постоянно пополняется. Найти их можно в самых необычных местах – на стенах жилых домов и магазинов, гостиниц, кафе и ресторанов, на заборах, набережных, в парках и даже в лесу. Такие украшения пришлись по вкусу горожанам, слухи о появлении новых «секретиков» моментально разносятся среди любителей искусства, которые немедленно устремляются на их поиски, чтобы полюбоваться. Устраиваются даже пешеходные и велосипедные квесты для детей и взрослых по поиску спрятанных мозаичных полотен.

Мастерская занимается проектированием и изготовлением мозаичных панно, объемных мозаичных арт-объектов в различных стилях и материалах. От богатого византийского стиля из смальты и золота до экономичной "экомозаики" из керамогранита и керамики. Работа происходит по схеме: эскиз (цена договорная), проект/макет (цена договорная),изготовление мозаики ( 50% аванс), монтаж мозаики ( оставшиеся 50%). Так же мастерская занимается реставрационным восстановлением мозаичных и керамических панно и объектов искусства.

«…Изучая многие виды искусства, я понял — за счет своей самобытности и элитарности эта техника сумела донести до нас изобразительные законы древних цивилизаций.

Для меня, как для художника, работа с камнем разрушила многие стереотипы и невероятно расширила мои взгляды на искусство в целом.»

О «варварской» мозаике:

Название «варварская», — римское. Если перевести на современные понятия, — заимствованная мозаика. Это тот вид мозаики, который был до римской. В основном это античные образцы, единицы из которых дожили и до наших дней. По сути, римляне изобрели понятие «модуль», начав колоть камни одинаковых размеров. Отсюда и вся система, — (например, понятие «штроба», то есть полоса из камней), и вся сложнейшая мозаичная графика. До этого же мозаика набиралась из цельных камней. В основном из гальки, независимо от модуля.

Тем не менее, такая техника хоть и редка, но жива и по сей день. Спектр графических законов может и не так велик по сравнению с более поздними техниками, но выглядит невероятно атмосферно и стильно и для нашего времени.

О Римской мозаике

Римляне ввели понятие "модуль" - условный размер камня в графической структуре мозаики. Это открыло большие возможности в графике, благодаря чему мы изучаем Римскую мозаику, как базовый язык мозаичной графики для любых ее видов и стилей. При, казалось бы, простых тяжелых монументальных формах - невероятно логичная графика. Штробы в римской мозаике - это как штрихи академического рисунка, передают объем и пространство, но при этом сохраняя плоскость стены.

О Византийской мозаике

Христианский Рим осуществил революцию в искусстве. Мозаика стала не просто декоративным элементом в архитектуре, фактически он перенес живопись на стены. Христианские сюжеты в каменной живописи требовали драгоценных материалов,появляется смальта и золото. Византийская мозаика это триумф мозаичного искусства как монументальной живописи.

Модерн в мозаике

Мозаика - искусство великих цивилизаций, благодаря своей надежности, это послание в будущее. Благодаря стечению исторических обстоятельств, многие стили постсредневекового искусства нашли свое отражение в мозаичной искусстве. Объемные арт-объекты,соцреализм, декоративный модерн, все это эксперимент по попытке слияния современного искусства с языком древности.

О плоскости:

Римская и варварская мозаика, - это плоскостное искусство. Причем, — понятие плоскости перед объемом здесь преимущество. Надо понимать, что мир искусства того времени жил совершенно по другим законам. Наше же видение искусства гораздо более зашорено стереотипами и условностями разных эпох его развития.

Вот, например, такое понятие как «перспектива». Есть изобретение и условность «эпохи возрождения». Нам сейчас кажется кульминацией, что рисунок строится по законам тригонометрии, но художник древности, гуляя по современному музею, уверен, прошел бы мимо современного «реализма» даже не восприняв его за искусство.

Это разговор не о том, что лучше или хуже. Перспектива на холсте, (базовое понятие современного восприятия пространства), — для художника древности выглядела бы как обман. Плоскость же сакральна. Отрешение от сакрализации выглядело бы просто ересью. Но, погружаясь в древнее искусство мозаики, я понимаю, что оно, как и иконопись, не менее, а даже более содержит информацию о том, что касается пространства. Один раз, когда я еще для себя не сформулировал этот тезис, мне задали вопрос, — «Ну, вы же не станете отрицать что параллельные прямые сходятся в точке на горизонте?»

Неожиданно для себя ответил, — «Ну, вы же там не были где они сходятся?»

Разная логика, разная эпоха. А стены те же.

Об отношении к искусству:

Аккуратность (в смысле, — не как чистота рук и рабочего стола, а как еще один инструмент художника). Тщательная выверенность, перфекционизм, и небрежная легкость и живость исполнения, — все это весьма ощутимо и используется мастером. Правильно расставить акценты, не мудрить в простом и быть внимательным к ключевым моментам — это лишь все что потребуется на пути развития художника, остальное вкладывает Бог.
Про "Экомозаику": Мой футуризм.

1) В не столь отдаленном будущем, когда у каждого будут персональные летательные аппараты, роботы будут работать и потребность в искусстве несоизмеримо увеличится, возникнет совершенно новое искусство. Это будет настоящий монументализм, главными плоскостями станут не стены, а крыши и поля, поверхности дорог, а возможно и планет. Оголтелый ренессанс прилепил искусство к стенке, но эта эпоха уходит. Новый человек смотрит сверху.

2) Мозаика — самый экологически чистый вид искусства. Мало того, бетон отличное изолирующее вещество. Принцип мозаики станет еще и способом утилизации. Свалки станут библиотеками материалов. Сортировка по материалу и цвету. Новые виды бетона, по принципу строительной пены самозаполняющие пространство.

3) Разница в масштабах арт-объектов будет настолько огромной, что станет мегаактуальным изготовление отдельных архитектурных форм, которые сами по себе в своем масштабе являются отдельным объектом и в то же время готовым модулем конструктора.

Итак, родившееся в ушедших империях искусство мозаики — искусство прогрессивного будущего, должно стать одним из способов спасения человечества от экологической катастрофы.

Про "Экомозаику": Мой футуризм.

1) В не столь отдаленном будущем, когда у каждого будут персональные летательные аппараты, роботы будут работать и потребность в искусстве несоизмеримо увеличится, возникнет совершенно новое искусство. Это будет настоящий монументализм, главными плоскостями станут не стены, а крыши и поля, поверхности дорог, а возможно и планет. Оголтелый ренессанс прилепил искусство к стенке, но эта эпоха уходит. Новый человек смотрит сверху.

2) Мозаика — самый экологически чистый вид искусства. Мало того, бетон отличное изолирующее вещество. Принцип мозаики станет еще и способом утилизации. Свалки станут библиотеками материалов. Сортировка по материалу и цвету. Новые виды бетона, по принципу строительной пены самозаполняющие пространство.

3) Разница в масштабах арт-объектов будет настолько огромной, что станет мегаактуальным изготовление отдельных архитектурных форм, которые сами по себе в своем масштабе являются отдельным объектом и в то же время готовым модулем конструктора.

Итак, родившееся в ушедших империях искусство мозаики — искусство прогрессивного будущего, должно стать одним из способов спасения человечества от экологической катастрофы.

Ученики мастерской, — о мозаике

«Мозаика для меня, -это своего рода медитация, возможность отключиться от повседневных забот. А так же мне ужасно нравится когда из малого рождается большое!»

Анна Вертоградова

«Для меня это, (кроме медитации:), — возможность поработать над одним проектом со своим восьмилетним сыном, который из всех искусств полюбил исключительно мозаику. Уникальная атмосфера в студии, хочется приходить ещё и ещё.»

Татьяна Шелкова

«Мозаика — это красиво! И ремесло и искусство. Делается на века!»

Янович Наталия

«Совместные занятия именно в мастерской Михаила Полякова, -большая радость. А ещё для меня — воспоминание из детства, когда собирались разноцветные камушки и стеклышки и долго рассматривались и бережно складывалось в коробочку, чтобы можно было потом опять достать и любоваться.»

Ольга Володина

«Дочь сказала, что мозаика для нее, — всегда сюрприз, делаешь в одном цвете, а потом происходит заливка и наступает волшебство, ждешь, перевернешь, и красота на память.»

Каргина Светлана

«Для меня мозаика стала небольшим, но довольно ёмким кусочком моей жизни. Причем, это не только занятие творческим, увлекательным делом, но и возможность окунуться в удивительно уютную, доброжелательную атмосферу мастерской Михаила. Это интересное общение и незабываемо вкусный чай.»

Светлана Панкрашкина

«Мозаика — это искусство для физиков. Неспроста Миша работает в Дубне. Приятно и неожиданно, когда логичные и умозрительные приёмы выстраивают живопись! Тот случай, когда „физика создаёт лирику“. Ну, и за долгим кропотливым трудом очень хорошо думается, размышляется.»

Александра Кухарева

«Я думаю, что все уже сказано: и про возвращение в детство, про душевную атмосферу покоя и сотворчества, про объединяющую и вдохновляющую силу личности Михаила…
Мне радостно сознавать, что в Дубне есть место, где собираются люди, совершенно по-разному, но с удовольствием сошедшие с ума, и дверь в это «гнездо одержимых» открыта для всех.»

Наталья Лазебная

«Мозаика- вещь удивительная! Всегда думала-КАК из таких маленьких кусочков, (порой обычных и невзрачных), создаются такие чудные работы. Видела много шикарной мозаики в музеях Туниса, -красота!!!
Благодаря Михаилу и студии мозаики в Дубне у меня появилась возможность прикоснуться к этому искусству и создать свой маленький шедевр»

Людмила Харламова

«Мозаика для меня — это о том, как разрозненные кусочки камня, стекла, — красивые и самые обычные — превращаются в единое целое, начинают жить своей жизнью. Так же и очень разные, но совершенно неординарные люди, с которыми я познакомилась в мастерской Михаила Полякова, и, конечно, сам Михаил. Все вместе они создают атмосферу творчества, неординарности и увлеченности. Всё то, что делает красочные акценты в серых буднях. Такие же, как мозаичные „секретики“ Михаила в однообразии городского пейзажа.»

Елена Подлесная

Первое впечатление от процесса создания мозаики: это что-то глубинное, первобытное, древнее. Ощутила желание забыть обо всём и остаться здесь навсегда. Когда увидели с сыном, что получается красиво, испытали огромный восторг. В дальнейшем и от дочери услышала: «Я бы здесь жила!» И большая общая работа настолько всех сплотила, что, действительно, три недели мы просто жили в мастерской!

Краснова Екатерина